

Оценка методом конечных элементов эффективности локального бокового обжатия призматических образцов с надрезом
https://doi.org/10.22349/1994-6716-2020-104-4-182-191
Аннотация
При оценке результатов испытаний образцов с предварительно выращенной усталостной трещиной на статическую трещиностойкость одним из критериев их корректности является прямолинейность фронта трещины. В действительности за счет наличия остаточных напряжений идеально прямолинейного фронта трещины не бывает. Особенно это актуально для образцов, вырезанных из сварных соединений, из-за наличия остаточных сварочных напряжений (ОСН). Одним из методов, позволяющих снизить влияние ОСН, является боковое обжатие образцов. Его эффективность доказана опытным путем, какие-либо количественные оценки в доступной литературе не представлены. В рамках настоящей работы с использованием метода конечных элементов произведено моделирование процесса сварки, вырезки образца и его обжатия. Также произведены расчеты влияния обжатия на однородный металл без остаточных напряжений. Установлено, что в процессе обжатия поле остаточных напряжений, возникающее в процессе сварки и изготовления образца, заменяется иным полем с меньшим градиентом напряжений, более благоприятным для получения фронта трещины, отвечающего критериям корректности результатов признанных методик испытаний. Расчетами показано, что в диапазоне реализуемых на практике степеней бокового обжатия полное снятие остаточных напряжений как в основном металле, так и в сварном соединении невозможно.
Об авторах
К. Е. СадкинРоссия
Кандидат технических наук.
191015, Санкт-Петербург, Шпалерная ул., 49.
В. Ю. Филин
Россия
Доктор технических наук.
191015, Санкт-Петербург, Шпалерная ул., 49.
А. В. Мизецкий
Россия
191015, Санкт-Петербург, Шпалерная ул., 49.
Е. Д. Назарова
Россия
191015, Санкт-Петербург, Шпалерная ул., 49.
Список литературы
1. DNVGL-RU-SHIP. Rules for classification: Ships (RU-SHIP). Part 2: Materials and welding. Ch. 2: Metallic materials, rev. 2018-01. - 217 p.
2. Российский морской регистр судоходства. НД № 2-020101-124. Правила классификации и постройки морских судов. Часть XIII. Материалы. - СПб., 2020. - 273 с.
3. BS 7448 Fracture Mechanics Toughness Test. Part 1. Method for determination of K1c, critical CTOD and critical J - values of metallic materials, 1991.
4. ISO 15653:2018. Metallic materials. Method of test for the determination of quasistatic fracture toughness of welds. - 2018. - 46 p.
5. Ильин А.В., Филин В.Ю. Аттестация судокорпусной стали по параметру трещиностойкости CTOD металла зоны термического влияния сварных соединений. Анализ критериев корректности испытаний. // Вопросы материаловедения. Труды конференции молодых ученых и специалистов ЦНИИ КМ «Прометей», 24-25 июня 2002 г.
6. Артемьев Д. М., Садкин К. Е., Мизецкий А. В. Расчетная оценка остаточных сварочных напряжений в сварных соединениях судокорпусных конструкций методом конечных элементов // Безопасность и живучесть технических систем: материалы и доклады V Всероссийской конференции, Красноярск, 12-16 октября 2015г. В 3 т.: Т.1. - С. 51-55.
Рецензия
Для цитирования:
Садкин К.Е., Филин В.Ю., Мизецкий А.В., Назарова Е.Д. Оценка методом конечных элементов эффективности локального бокового обжатия призматических образцов с надрезом. Вопросы материаловедения. 2020;(4(104)):182-191. https://doi.org/10.22349/1994-6716-2020-104-4-182-191
For citation:
Sadkin K.E., Filin V.Yu., Mizetsky A.V., Nazarova E.D. FEM assessment of the local side compression technique efficiency as applicable for notched prismatic specimens. Voprosy Materialovedeniya. 2020;(4(104)):182-191. (In Russ.) https://doi.org/10.22349/1994-6716-2020-104-4-182-191