МЕТАЛЛОВЕДЕНИЕ. МЕТАЛЛУРГИЯ
Рассмотрены факторы, влияющие на изменение концентрации водорода в поковках из среднелегированных сталей, и выполнено расчетное моделирование кинетики изменения содержания водорода при различных вариантах предварительной термической обработки. Показано, что при прохождении диффузионных процессов превращения аустенита в изотермических условиях на стадии накопления и в ходе непосредственно изотермического отжига (с учетом роста коэффициента диффузии водорода в γ- и α-фазах на несколько порядков) существует возможность достижения максимальной полноты удаления водорода.
Представлены результаты определения механических свойств и хладостойкости среднеуглеродистой среднелегированной высокопрочной износостойкой стали, рекомендуемой для изготовления элементов дноуглубительной техники, после различных режимов термической обработки. Выявлены закономерности изменения прочностных и пластических свойств в зависимости от температуры отпуска. Установлено, что отпуск в интервале температур 560–580°С обеспечивает оптимальное сочетание прочностных и вязкопластических свойств и позволяет повысить хладостойкость исследуемой стали.
Рассмотрены примеры создания и термической обработки композиционных материалов на основе алюминиевых сплавов, упрочненных дисперсной фазой карбида титана, обладающих высокими твердостью и модулем упругости, хорошей смачиваемостью расплавом. Отмечено, что в настоящее время наиболее доступным и эффективным способом их получения является самораспространяющийся высокотемпературный синтез (СВС).
Показана возможность получения новых алюмоматричных композиционных материалов на основе промышленных алюминиевых сплавов АМ4,5Кд и АК10М2Н путем их армирования высокодисперсным карбидом титана (10 мас. %). Армирующая фаза образована в расплавах сплавов по технологии СВС из исходных элементных компонентов – порошков титана и технического углерода. На полученных образцах была произведена оценка равномерности распределения керамической фазы по объему матричных сплавов, которая составила 0,15 и 0,12 для образцов АМ4,5Кд – 10%TiC и АК10М2Н – 10%TiC соответственно, что можно отнести к высокой степени равномерности. Произведена оценка физических свойств: пористости, плотности, электропроводности, а также коэффициента термического линейного расширения. Анализ полученных данных показал, что полученные композиционные материалы обладают несколько большей плотностью (на ~4%), чем матричные сплавы, что связано с наличием керамической фазы, низкими значениями пористости (~1%), более низким ТКЛР (на ~6%), чем матричные сплавы, и низким уровнем электропроводности (~25% IACS). Представлены значения механических свойств композиционных материалов АМ4,5Кд – 10%TiC и АК10М2Н – 10%TiC.
Показано, что армирование керамической фазой способствует значительному приросту твердости – на 15 и 42 НВ, а также более высоким значениям предела текучести при сжатии – на 31 и 17 МПа соответственно при сохранении высокого уровня относительной деформации. Полученные результаты свидетельствуют, что разработанные композиционные материалы могут быть рекомендованы к применению для изделий, работающих в условиях повышенных температур и значительного износа.
Рассмотрены результаты пластического сжатия сталей и сплавов разного химического состава при температурах и скоростях пластической деформации, соответствующих распространенным режимам термомеханической обработки (ТМО). Выявлены особенности диаграмм σ (ε, έ, Т). Процессы деформационной аккумуляции и тепловой диссипации сопровождаются структурными перестройками. В зависимости от химического состава и режимов горячего сжатия структурные превращения происходят самоорганизованно с возможностью возбуждения колебаний и образования деформационных солитонов диссипации.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показано воздействие протонного облучения мощностью 1·1017 ед./см2 и энергией 2 МэВ на структуру и свойства композитной керамики состава ZrO2–SiO2–Al2O3. Установлено, что при такой дозе облучения изменения фазового состава керамики не происходит. Расчеты с помощью методов рентгенографии показали, что облучение протонами создает на поверхности керамики сжимающие напряжения (напряжения 1-го рода) величиной от ~–1 до –2 ГПа, при этом микронапряжения (напряжения 2-го рода) практически отсутствуют. Анализ снимков (СЭМ) поверхности керамики после облучения показал хаотичное расположение макропор в t–ZrO2-матрице, тогда как поры в частицах циркона расположены исключительно по границам включений. Отмечено снижение уровня твердости и плотности в керамике после обработки протонами в связи с образованием большого количества пор.
Исследован один из малоизученных методов синтеза соединений гомологического ряда TinO2n–1, полученных восстановлением в водородной среде. Серия образцов (n = 2–8) была получена из исходных порошков TiO2 различной химической чистоты (99,0–99,99 %) с модификацией рутилом в широком диапазоне температур и при разном времени восстановления в среде водорода. Установлено влияние чистоты исходных образцов, температуры и времени восстановления на структуру полученных соединений. Показаны различия в кристаллической структуре соединений гомологического ряда TinO2n–1, а также β- и λ-полиморфных модификаций Ti3O5. Обоснован подход к подбору температуры и времени восстановления порошков TiO2 для получения конкретной фазы в соединениях гомологического ряда TinO2n–1.
Керамика AlMgB14 известна как материал, характеризующийся повышенной твердостью в сочетании с низким коэффициентом трения. Композиционные структуры на основе данной керамики могут обладать еще более высокими прочностными характеристиками. В настоящей работе исследованы структурно-фазовые состояния и физико-механические свойства композиционной керамики системы AlMgB14–TiB2 с варьируемым содержанием TiB2, полученной путем горячего прессования исходной шихты на основе предварительно синтезированных методом самораспространяющегося высокотемпературного синтеза керамических порошков AlMgB14 и TiB2. Установлено, что получаемые материалы характеризуются композиционной структурой, представленной включениями TiB2, распределенными в матрице AlMgB14. Фазовый состав получаемых композитов аналогичен фазовому составу исходной шихты, при этом формируется от 5 до 9 мас. % шпинельной фазы MgAl2O4. Микротвердость композитов AlMgB14–TiB2 составляет до 19,9 ГПа (твердость керамики AlMgB14, полученной аналогичным методом, без добавок составляет 7 ГПа). Предел прочности при трехточечном изгибе композиционных материалов системы AlMgB14–TiB2 составляет 309 МПа.
Рассматривается технология нанесения композиционных интерметаллидных покрытий системы Ni–Ti, армированных карбидами на основе порошков (SiC, WC, B4C), на поверхность пластин из титанового сплава при последовательном использовании метода ХГДН и лазерной обработки. Определены технологические параметры процесса лазерно-термической обработки, обеспечивающей получение композиционных покрытий системы Ni–Ti–(SiC, WC, B4C) высокой твердости.
Проведено исследование покрытий системы Ni–W, легированных молибденом и кобальтом, полученных методом электроосаждения. Исследовано влияние концентрации солей легирующего элемента в электролите на химический состав покрытий при различных режимах синтеза. Все полученные покрытия представляют собой нанокристаллический или аморфный твердый раствор вольфрама, молибдена или кобальта в никеле с ГЦК кристаллической решеткой. Проведенные поляризационные измерения позволили установить, что наиболее стойким к коррозии в 3,5%-ном растворе NaCl является покрытие, содержащее 35%W и 8%Mo.
Приведено описание структурно-фазового состояния композиционных материалов TiHf50, AlHf50, TiAl49Hf2, полученных гидридной технологией. Построена трехкомпонентная фазовая диаграмма для Ti–Al–Hf при температуре 1150°С. Прогноз структурного состояния сплавов TiAl49Hf2 производили на основе эталонных решеток (код USPEX с интерфейсом VASP), дополнительно проведены квантово-химические расчеты энергии TiAl49Hf2 в коде CASTEP. Показано, что в образце сплава TiAl49Hf2 доминируют твердые растворы, в составе которых преобладают основные элементы Al10 – Ti9Al23 – Ti8. Атомы Hf могут быть внедрены в междоузлия [–0.257 0.042 0.2545] (St–Hf– 27), [0.0053 –0.0120 –0.0765] (St–Hf–143), [0.5 0.5 0.5] (St–Hf). Внедрение гафния в указанные узлы решеток не нарушает стабилизирующий эффект в системах TiAl49Hf2. Показано, что максимальное значение микротвердости (4,9 ГПа) получено при испытании образца TiHf50 (для сравнения: для системы TiAl50 – 1,2 ГПа, для системы TiAl49Hf2 – 2,2 ГПа).
Исследован структурно-фазовый состав композиционных материалов TiZr50, AlZr50, TiAl49Zr2, полученных с использованием гидридной технологии. Построена модельная трехкомпонентная фазовая диаграмма для Ti–Al–Zr при температуре 1150°С. Прогноз структурного состояния сплавов TiAl49Zr2 проведен на основе эталонных решеток (код USPEX с интерфейсом VASP), квантово-химические расчеты энергии TiAl49Zr2 – в коде CASTEP. В TiAl49Zr2 доминируют твердые растворы, в составе которых преобладают основные элементы Al10–Ti9Al23 –Ti8. Атомы Zr могут быть внедрены в междоузлия [–0.257 0.042 0.2545] (St–Zr–27), [0.0053 –0.0120 –0.0765] (St–Zr–143), [–0.3251 –0.3983 0.4880] (St–Zr–75). Внедрение Zr в указанные узлы решеток не нарушают стабилизирующего эффекта в системах TiAl49Zr2. Все эталонные решетки стабильные. В сплаве TiAl49Zr2 основными фазами являются Al10Ti9Zr, Al23Ti8Zr, вклады которых в теоретическую интенсивность равны 78,57 и 21,43%. В образце AlZr50 сформировались фазы ZrAl, Zr2Al3, ZrAl2.
Представлены экспериментальные данные о физико-механических свойствах сотовых материалов с геометрией трижды периодических поверхностей минимальной энергии (ТППМЭ). Установлено, что зависимость прочности и модуля Юнга от относительной плотности материалов с геометрией ТППМЭ с достаточно высокой точностью соответствует уравнению Гибсона – Эшби. Такие материалы превосходят классические сотовые по механическим свойствам и обладают высокой изотропией механических свойств.
Исследованы физические свойства (тепло- и температуропроводность) термоинтерфейсов на основе порошкообразного нитрида бора с гексагональной кристаллической решеткой (h-BN) и меди с кубической кристаллической решеткой (Cu), предназначенных для охлаждения электронной компонентной базы микро- и наноэлектроники. Физические свойства термоинтерфейсов определяли флэш-методом. Описана перспективность применения в качестве термоинтерфейса спрессованного порошка гексагонального нитрида бора без использования связующего компонента. Произведено сравнение с физическими свойствами других термоинтерфейсов, получивших широкое распространение в настоящее время.
ПОЛИМЕРНЫЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диопсид является одним из ключевых компонентов в составе строительных материалов различного назначения и может использоваться в качестве наполнителя для эпоксидных композиций. Поскольку разработка месторождений данного кальциймагниевого силиката связана с большими трудозатратами, наиболее рациональным представляется использовать синтезированный диопсид на основе золы рисовой шелухи и доломита. Проведено сравнение фазового состава и свойств синтезированного диопсида с диопсидовым концентратом, добываемым в природе. Установлено, что синтезированный кальциймагниевый силикат содержит на порядок большее количество диопсида, имеет в 3 раза меньший объем пор и почти в 5 раз меньший средний размер частиц по сравнению с природным минералом. Они существенно отличаются и по фазовому и гранулометрическому составам, и по пористости. Как природный, так и синтетический диопсидсодержащие наполнители повышают твердость, износостойкость и жизнеспособность эпоксидных композиций. Более эффективным для эпоксидных материалов с точки зрения эксплуатационных характеристик является наполнитель, синтезированный на основе золы рисовой шелухи.
КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЧНОСТЬ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ МАТЕРИАЛОВ
В части 1 настоящей работы рассмотрены основные физико-механические процессы, происходящие при растяжении цилиндрических образцов в диапазоне температур хрупкого разрушения, и представлена процедура, позволяющая описать влияние пластической деформации на критическое напряжение хрупкого разрушения в вероятностной постановке. Представлены основные положения модели Прометей, описывающей хрупкое разрушение в вероятностной постановке, а также экспериментальные и расчетные методы. Исследования проведены для корпусной реакторной стали 15Х2НМФА в термически охрупченном состоянии и для низколегированной стали Ст.3 в исходном состоянии, которая рассматривается как модельный материал, позволяющий изучать хрупкое разрушение при пластической деформации до 50%.
В части 2 настоящей работы представлены результаты испытаний на одноосное растяжение гладких цилиндрических образцов из корпусной реакторной стали 15Х2НМФА в термически охрупченном состоянии и низколегированной стали Ст. 3 в исходном состоянии. Выполнен анализ поверхности разрушения испытанных образцов методами растровой электронной микроскопии. Вероятность хрупкого разрушения рассчитывалась с помощью Прометей-модели, представленной в части 1 настоящей работы. Установлено, что влияние пластической деформации на вероятность распространения микротрещин вызвано двумя факторами: увеличением критического напряжения хрупкого разрушения из-за формирования новых барьеров для распространяющейся микротрещины вследствие пластической деформации и снижением рабочего объема из-за формирования шейки при растяжении гладкого цилиндрического образца. Предложен унифицированный набор параметров, который может быть использован для учета влияния пластической деформации на вероятность распространения микротрещин скола для корпусной реакторной стали и для низколегированной низкопрочной стали.
КОРРОЗИЯ И ЗАЩИТА МЕТАЛЛОВ
Приведены результаты исследования влияния добавок лантана, церия и празеодима (0–1,0 мас. %) как модификаторов структуры на анодное поведение алюминиевого проводникового сплава AlTi0.1 в среде электролита NaCl. Исследования проведены потенциостатическим способом со скоростью развертки потенциала 2 мВ/с. Установлено, что с течением времени потенциал свободной коррозии сплавов смещается в положительную сторону и с ростом концентрации модификатора (лантана, церия, празеодима) в алюминиевом проводниковом сплаве приобретает положительное значение. Добавка лантана к алюминиевому проводниковому сплаву AlTi0.1 на 12–23%, церия на 20–30% и празеодима на 25–35% повышают его коррозионную стойкость. Отмечено повышение скорости коррозии сплавов при увеличении концентрации NaCl в растворе независимо от их состава. Рост концентрации хлорид-иона в электролите NaCl приводит к снижению потенциалов свободной коррозии, репассивации и питтингообразованию сплавов.
Выполнены электрохимические исследования металла поковок из титановых α- и псевдо-α-сплавов промышленных составов и с добавкой рутения. Построены сравнительные зависимости плотности тока от времени при различных потенциалах в процессе анодной поляризации в 3,5%-ном растворе NaCl для исследуемых титановых сплавов, на основании которых получены потенциостатические поляризационные кривые. Определен так называемый «потенциал пробоя» оксидной пленки при анодной поляризации титановых сплавов различных составов и проведены структурные исследования.
РАДИАЦИОННОЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Обоснование безопасности сухого хранения требует надежного прогнозирования механических характеристик оболочек твэлов в зависимости от структурных изменений на всех этапах обращения с ядерным топливом. В настоящей работе проведено исследование структуры гидридов в облученных оболочках твэлов из сплава Э110 в различных состояниях, в том числе после испытаний, имитирующих условия сухого хранения. С помощью программного кода выявлены коэффициенты, наилучшим образом коррелирующие с механическими характеристиками.